Грузовые авиаперевозки, как правило, осуществляются пассажирскими воздушными судами. К транспортировке таким способом допускаются те категории грузов, свойства и упаковка которых позволяют обеспечить их безопасную авиаперевозку.
Что касается свойств грузов, то авиатранспортом можно перевозить легковесные, тяжеловесные, крупногабаритные, скоропортящиеся грузы и даже живой груз (лабораторные животные, птицы, домашний скот и т.д.). Главное, чтобы грузоотправитель имел необходимые разрешения, лицензии и сертификаты, которые допускали бы транспортировку подобного груза.
Международные авиаперевозки ограничивают транспортировку следующих грузов:
- оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- биологических материалов;
- наркотического сырья.
Все грузы, которые перевозятся самолётами, должны иметь упаковку, установленную стандартом для данного типа грузов. Тара должна быть исправной, выдерживать низкое давление (до 193 ГПа), сложные температурные условия (+-600С), вибрационные нагрузки.
Упаковка должна, с одной стороны, защищать груз от повреждений, с другой – не допускать, чтобы острые края или углы груза повредили воздушному судну и другим грузам. Тара должна быть сухой и чистой. Многие страны не принимают грузы в таре растительного происхождения (трава, солома и т.п.).
Если груз перевозится с объявленной ценностью, то его упаковка должна быть опломбирована, о чём обязательно указывается в авианакладной.
Помимо требований к упаковке, существуют также стандарты для маркировки груза. Транспортная маркировка присваивается каждому месту груза и производится по ГОСТ 141192-77.
Что включает в себя маркировка груза?
- Наименование грузополучателя.
- Пункт назначения или перегрузки.
- Дробь, где в числителе – количество мест в партии груза, а в знаменателе – номер места.
Необходимость в последнем пункте возникает тогда, когда нужно перевезти много однотипных грузов в неодинаковой таре или, наоборот, различные грузы в сходной упаковке. Помимо надписей маркировки, на упаковке можно делать и предупредительные надписи, с помощью которых сообщается способ обращения с грузом (например, «На верх не ставить»).