Разъяснения Минфина о комиссии платежного агента и таможенной стоимости

Санкции, ограничения и изменения в международной финансовой системе привели к росту популярности платежных агентов – посредников, упрощающих расчеты с зарубежными поставщиками. Однако вопрос учета комиссионных вознаграждений таких агентов в таможенной стоимости товаров до недавнего времени оставался неопределенным, порождая многочисленные споры и сложности для бизнеса. Ситуация начала проясняться после анонсированных разъяснений Минфина России.

Ключевой момент разъяснений – разделение функций агента на две основные категории:

  • Агент как полноценный участник сделки. В этом случае платежный агент выполняет функции, выходящие за рамки простого перевода денежных средств. Он может участвовать в поиске поставщиков, переговорах о цене и условиях поставки, контроле качества товара и других этапах сделки. В подобной ситуации комиссия агента должна быть включена в таможенную стоимость товара. Это логично, поскольку его услуги напрямую влияют на формирование конечной цены, которую импортер оплачивает поставщику. В данном случае вознаграждение агента является частью общей стоимости приобретения товара. Важно тщательно документировать все этапы участия агента в сделке, чтобы обосновать включение его комиссионных в таможенную стоимость перед таможенными органами.
  • Агент исключительно для проведения платежей. Если функции агента ограничиваются исключительно организацией и проведением платежа, без участия в процессе поиска поставщика, договора купли-продажи и других аспектов сделки, то его комиссия не должна включаться в таможенную стоимость. Минфин исходит из принципа, что в таможенную стоимость включаются только те расходы, которые непосредственно связаны с приобретением товара и формированием его цены для импортера. Комиссия за чистый платежный сервис к таким расходам не относится. В этом случае крайне важно иметь четко оформленное соглашение с платежным агентом, где однозначно указаны его функции и отсутствие участия в формировании цены товара.

Практические проблемы и рекомендации

Несмотря на ожидаемые разъяснения Минфина, на практике остаются определенные сложности. Главная проблема – доказательство того, что агент выполняет только платежные функции. Импортеры должны быть готовы предоставить таможенным органам документальные подтверждения:

  • Договор с платежным агентом. В договоре должны быть четко и однозначно прописаны все обязанности агента.
  • Договор купли-продажи с поставщиком. Этот документ подтверждает цену товара без учета комиссии агента.
  • Платежные документы. Они должны подтверждать факт оплаты товара и комиссии агента отдельно.
  • Письменное подтверждение от поставщика. Поставщик может подтвердить, что он не получал комиссию платежного агента и что цена товара, указанная в договоре, является окончательной.

Ожидаемые разъяснения Минфина позволят снизить риски для импортеров, упростят процедуру таможенного оформления и обеспечат более прозрачное и предсказуемое учетное регулирование для работы с платежными агентами. Однако тщательная документация и строгое соблюдение указанных выше рекомендаций остаются ключевыми факторами для успешного прохождения таможенного контроля. В случае сомнений рекомендуется обращаться за консультацией к специалистам в области внешнеэкономической деятельности и таможенного оформления.

Команда СКАЙ-МАРИН готова предоставить помощь в осуществлении платежей в Китай. Мы сотрудничаем только с юридическими лицами и предлагаем весь спектр услуг по таможенному оформлению и авиаперевозке грузов из Китая. Чтобы получить консультацию, обращайтесь по телефону +7 (495) 119-73-72. Заявку на расчёт отправляйте на электронную почту sales@sky-marine.ru или через форму.