Федеральная Таможенная Служба России намерена усовершенствовать операции пропуска и оформления документов в морских портах. Это особенно актуально для группы товаров, которая перемещается в рамках Интернет-торговли. Необходимо повышать конкурентоспособность тех российских портов, которые вовлечены в международные морские перевозки грузов.
На сегодняшний день среди морских портов есть 63 пункта, которые пропускают товары через государственную границу РФ. Больше всего их на Дальнем Востоке – 32 пункта, на юге России их 16, на северо-западе – 14. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году международные грузоперевозки морем станут еще более востребованными, а значит, и роль российских портов для внешнеторгового оборота вырастет. По прогнозам, самые большие темпы прироста покажут именно балтийские и тихоокеанские порты: через несколько лет через пункты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Находки, Владивостока и др. в год будет проходить более 10 млн. тонн груза.
Поэтому уже сегодня важно наладить работу этих портов, в первую очередь в плане сокращения сроков, которые отнимает растаможка грузов. С января 2013 года действует эксперимент, организованный ФТС России в Восточном (это один из тихоокеанских портов Находкинской таможни). Эксперимент призван оптимизировать таможенные операции и сократить срок нахождения груза на территории порта. Терминал, который выбран в качестве базы для эксперимента, – крупнейший в регионе. Он имеет пропускную способность 550 000 TEU при площади в 72 гектара. Выяснилось, что 90% времени приходится на этапы, которые предшествуют декларированию и выполняются непосредственно после него. Кстати, это в равной мере справедливо и для других таможенных пунктов, о чем говорят аналитики, исследующие международные автомобильные перевозки.
Пожалуй, самым выгодным в этом плане остаются международные авиаперевозки грузов. И все же многие компании предпочитают потратить время на прохождение таможни в порту, чем переплачивать за доставку по воздуху. Конечно, авиаперевозки из Европы могут занять менее недели, и в условиях цейтнота это оптимальный способ доставки, но если работа портов будет оптимизирована, то этот вид грузоперевозок в России станет намного популярнее.