Перед началом нового 2015 года полезно взглянуть на достижения уходящего года. Каким он стал для России в плане международных грузоперевозок? Итоги за вторую половину 2014 года традиционно будут подведены в начале следующего. Зато для анализа доступны данные по первому полугодию 2014 года.
Несмотря на то что год начался довольно сложно (ухудшение отношений со странами Европы, колебание курса рубля), грузооборот увеличился более чем на 1%, по сравнению с этим же периодом 2013 года. По-прежнему значительная доля грузооборота России приходится на трубопроводный и железнодорожный транспорт. Прирост грузооборота ЖД-транспорта в начале года составлял почти 6%.
Международные перевозки авиатранспортом в России составили 1 230 951,29 тыс. т-км, что на 4% ниже, чем в 2013 году. Это связано с тем, что замедлились общие темпы роста мировой экономики, и деловая активность снизилась. По мнению экспертов Росавиации и Министерства транспорта РФ, приоритетным направлением в работе грузоперевозчиков станет более тесное взаимодействие с пассажирскими рейсами.
Небольшой рост наметился в сфере автомобильных грузоперевозок. Однако рост цен на бензин негативно отразился на объёме транспортировок. Так, импорт товаров из Европы за первый квартал снизился на 5%. С другой стороны, на 12% вырос экспорт в страны ЕС. На автомобильном транспорте из Европы ввозились в основном оборудование, химия, продукция сельского хозяйства. Экспорт же в страны Европы увеличился за счёт вывозимых зерна и древесины и, конечно же, нефтепродуктов. Одной из особенностей первого полугодия 2014 года стало сокращение перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом.
Итак, в первой половине 2014 года зафиксировано небольшое снижение международного грузооборота. Произошло оно в основном за счёт сокращения импорта товаров, а экспорт остался в целом на прежнем уровне. Оптимистичные тенденции наметились в структуре торговли со странами СНГ, где доля экспорта выросла более чем на 3%.