Более чем в 80% случаев международные автомобильные перевозки в нашей стране осуществляются с помощью процедуры МДП (дословный перевод оригинального названия - «международная дорога перевозок»). Перевозка грузов с применением книжки МДП – не просто дань традиции (Конвенцию МДП подписывал еще Советский Союз), но самый простой и дешевый способ из всех доступных. Однако 4 июля 2013 года вышло постановление ФТС о прекращении оформления перевозок по Конвенции Международных дорожных перевозок. Это нововведение должно было вступить в силу 1 декабря 2013 года. Согласно новым правилам, международные грузоперевозки при ввозе товаров в Россию, а также при транзите через территорию нашей страны, должны сопровождаться более сложной и затратной процедурой. Пакет необходимых документов должен стать еще больше. ФТС объясняет свою позицию тем, что АСМАП (гарант по системе МДП) имеет большой долг по уплате платежей – около 20 млрд. рублей. Грузоперевозчиков такое новшество не устраивает.
На сегодняшний день сложившуюся ситуацию можно описать словами «а воз и ныне там», то есть растаможка грузов проходит по старым документам Конвенции МДП. Отмена книжек перенесена еще на полгода. За эти шесть месяцев ФТС и Международный союз автомобильного транспорта должны договориться и прийти к решению, которое устроит обе стороны. Действия ФТС вызывают множество вопросов. В первую очередь потому, что новая система предполагает наличие платных услуг, которые предоставляют определенные компании, например, «РОСТЭК» и «АРСЕНАЛЪ». Если ситуацию не исправить, то негативные последствия испытают на себе и международные морские перевозки грузов.
Сектор автомобильных перевозок в нашей стране на сегодняшний день развивается наиболее активно. Конкуренцию ему не могут составить даже международные авиаперевозки грузов. Однако если вдоль западной границы России выстроятся многокилометровые очереди из фур, естественной альтернативой для компаний станут авиаперевозки из Европы, несмотря на их более высокую стоимость.